Сведение

У лучших
композиторов и аранжировщиков есть врожденное чувство, какие сочетания инструментов бу
дут звучать хорошо, и все получается автоматически почти безо всякой внешней помощи.
Но часто приходится работать с музыкантами, которые либо не сильны в аранжировке, либо
экспериментируют, и, например, дают какомуто инструменту играть в течение всей песни, вызы
вая многочисленные конфликты. Тут звукооператор получает возможность вмешаться и пере
аранжировать запись, сохраняя то, что звучит хорошо, и убирая конфликтующий инструмент или
инструменты. Звукооператор может влиять на аранжировку и другим способом o может изме
нять динамику и общее развитие песни.
Чтобы понять, как аранжировка влияет на баланс, нужно сначала понять принципы строения
хорошей аранжировки. В большинстве хороших аранжировок количество одновременно звуча
щих элементов музыкальной фактуры ограниченно. Элементом может быть один голос, напри
мер, сологитара, вокал, а может быть группа инструментов, например, бас и барабаны, удвоен
ная гитарная партия, группа бэквокала, и т.д.
Обычно группу инструментов, играющих в одном ритме, считают одним фактурным элемен
том.
Примеры: удвоенный вокал или дублированная гитара o один элемент; вокальное трехголо
сие o один элемент; две гитары, ведущие разные партии o два элемента; сологитара и ритм
гитара o два элемента.
Элементы аранжировки
Основа o ритмсекция. Обычно это бас и барабаны, но иногда еще ритмгитара и клавиш
ные (если совпадают по ритму). В случае с электронным трио, основа состоит из одних только
барабанов, поскольку бас играет в другом ритме, и, следовательно, становится другим элемен
том.
Педалью называют длинный выдержанный звук или аккорд. До эпохи синтезаторов педали
лучше звучали на органах Хэммонда и, позднее, на Фендер Роудз. Сейчас большую часть педалей
делают на синтезаторах, но иногда хватает "настоящих" струнных инструментов или гитарных
аккордов "через электронику".
Ритм. Функции ритма выполняет инструмент, играющий контрапункт к основе. Это может
быть шейкер/маракас или тамбурин в ритме вдвое скорее основного движения, синкопируюшая
ритмгитара или (в стиле латина) o конга.