Сведение

Для меня это хорошая отправная

точка.
Ли ДеКарло: Если рабочий барабан поддерживает ритмический рисунок мелодии, то я делаю
его в районе 5, ивсе остальное выстраиваю вокруг него.

Глава 4

Элемент второй: Панорама o размещение звука в звуковом поле.
Чаще всего при сведении забывают про панораму, или размещение звукового элемента в
звуковом поле. Чтобы понять, что такое панорама, нам сначала нужно уяснить, что стереовосп
роизведение звука (в нашем случае o по двум каналам) представляет звук пространственно. Па
норамирование и дает нам возможность выбрать, в каком месте этого пространства мы размес
тим данный звук.
Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может ожи
вить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из
зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше,
шире и глубже.
Так как же панорамировать? Существуют ли какието правила? Несмотря на кажущуюся
случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведе
ния/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.
Представьте, что вы смотрите вестерн в кинотеатре. На экране o панорама аризонской пу
стыни. Прямо в середине кадра средним планом снят ковбой, сидящий на лошади. Ero атакуют,
скажем, шесть индейцев, но мы их не видим o они за ковбоем. Поскольку мы их не видим,
"угроза", создаваемая ими, весьма сомнительна, не говоря уже о впустую потраченных студией
деньгах... Не лучше ли было бы режиссеру выдвинуть индейцев несколько влево, чтобы их стало,
наконец, видно? Или вообще распределить их по всему кадру, чтобы атака казалась более массо
вой и грозной?
Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссе
ру (звукооператору) возможность вывести бэквокал (индейцев) изза солистапевца (ковбоя) та
ким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.
Фантомный центр
Стерео, изобретенное в 1931 году Аланом Бламлейном с EMИ рекордс, (причем патент не
был возобновлен в 1959 году, когда формат пошел в массовое производство o во как!) дает
эффект, который называется "фантомный центр".