Сведение

То есть два громкоговорителя создают впечат
ление, что между ними находится третий. Этот центр может смещаться из стороны в сторону, в
зависимости от баланса музыки, чем, бывает, приводит слушателя в замешательство. Изза этого
в кинозвуке всегда используется третий канал, чтобы фантомный центр не "гулял". Он не прижил
ся в [бытовой] акустике, поскольку людям бывает трудновато разместить и две акустические си
стемы, не говоря уже о трех. (Хотя сейчас третий канал начали использовать, см. часть II, "Сведе
ние surround.)
Трое главных
В миксе есть три главные области, в которых происходят основные события.
Центр, до упора влево, до упора вправо.
Цeнтp слышен сразу o туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал,
бочку, басгитару и иногда o малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкаль
но оправданно, но на самом деле такое расположение инструментов пришло из эры технологии
виниловых пластинок.
Когда к середине 60х годов начали широко использовать стерео, довольно часто звукоопе
раторы делали "панорамы", в которых почти весь оркестр запихивали в одну сторону, а вокал o
в другую. Такое происходило потому, что стерео было овинкой, и техник записи/сведения либо
просто не было, либо они были не отработаны. Тогда на микшерских пультах не было панорамных
потенциометров. Вместо них был тумблер на три положения o в левый канал, в правый канал и в
оба, (т.е. по центру).
Поскольку звукооператоры имели склонность запихивать музыку в один канал, возникли се
рьезные технические проблемы: если низкие частоты пытались поднять с одной стороны, то при
нарезке лакового мастердиска изза разбаланса по низким резец заезжал в соседнюю канавку.
Возможные выходы из положения: либо валить низкие, чтобы сбалансировать каналы, либо раз
мещать бас, бочку и все инструменты с обилием низких частот в центре. В реальной практике

использовался специальный "эллиптический" эквалайзер, как раз предназначенный возвращать в
центр случайно сдвинутые в сторону низкие инструменты.
Со временем, в результате появления на рынке большого количества разнообразных стерео
и псевдостереоэффектов, звукооператоры начали панорамировать их по краям до упора.