Сведение

В старину всё сводили моно, а потом быстренько стряпали стерео.
Мы восемь часов сводили моно микс, а стерео потом делали за полчаса.

Панорамирование.

Немногие звукооператоры знают, что панорамирование можно улучшить, слушая в моноре
жиме. Можно получить недоступную в стерео точность.
Дон Смит: Хочешь  верь, хочешь  нет, но я проверяю качество выстраивания панорамы в
моно o через один динамик. Когда строишь обшую панораму в моно, вдруг слышишь то, что
раньше пряталось, и можно найти место всем. Если мне нужно, к примеру, найти положение хэта,
я переключаюсь в моно, гоняю его вокруг o и вдруг он проявляется. Место найдено! Когда в
моно начинаешь передвигать все барабаны выявляются все гашения фаз. Возвращаешься в сте
рео o все начинает звучать гораздо лучше.
Мониторы o какие лучше?
Итак, на каких же мониторах слушать лучше? Конечно, выбор существует огромный, но изве
стные звукооператоры не отдают предпочтение какойто одной модели. Наверное, мониторы Ямаха
NS 10 полнее всего соответствуют современным требованиям. Сразу же за ними по качеству
идут колонки Ауратон (Auratone). Они были очень популярны в середине семидесятых, но потом
вышли из широкого употребления, хотя многие звукооператоры пользуются ими для дополнитель
ной проверки (иногда только одним, для моно).
На что обрашать внимание при проверке монитора?
На ровный частотный баланс o слушайте хорошо известный вам музыкальный отрывок и
проверяйте, нет ли преувеличения или завала какихто частот. Это особенно важно для области
кроссовера (обычно от 1,5 до 2,5 кГц). Высокие проверяем особенно по звучанию тарелок, сред
ние o по гитаре и голосу, низкие o по бочке с басом.
Частотный баланс должен оставаться одинаковым на любой громкости o чем меньше изме
няется частотная характеристика с изменением громкости (особенно на небольших уровнях), тем
лучше. Иначе говоря, колонка должна иметь примерно одинаковый частотный баланс как при
тихом, так и при громком воспроизведении.
Повышенная громкость o без искажений.
Проверьте, достаточна ли для ваших нужд максимальная громкость, возможная без искаже
ний. Во многих активных мониторах установлены ограничители.