Сведение

Вариантов с убавленным вокалом
почти не делаю. Потом я смотрю микс и выделяю инструменты, по поводу которых может возник
нуть вопрос: "А достаточно ли громко?" Пишу и эти варианты. Обычно выходит 10 o 12 версий
каждой песни, хочешь o верь, хочешь o нет.
Ли ДеКарло: Пишу много вариантов. Люблю с ними поиграть. Я всегда думал, что здорово
было бы свести весь альбом за один день. И вместо того, чтобы делать по одной песне каждый
день в течение десяти дней, лучше было бы каждый раз сводить весь альбом полностью 10 дней,
а потом выбрать, где какие песни получились лучше.
Стемы (Stems).
В очень сложных случаях некоторые звукооператоры, в надежде угодить всем (главным обра
зом, звукозаписывающей компании.), пользуются "стем"ами. Стеммикс пишется на восьмидоро
жечном MDM, например, DA  88, или ADAT, и состоит из базового стереотрека, и отдельных

стереодорожек самых важных элементов, вместе с их эффектами. Это дает возможность легко
свести заново, если будет решено, что ведущий вокал или солирующий инструмент сбалансиро
ваны неверно.
Стеммиксы широко используются при сведении кинофонограмм, поскольку звукооператор,
который сводит музыку, не может знать, что пропадет, а что вылезет, когда впишут диалоги и
шумовые эффекты. Стеммикс дает звукооператору озвучивания больше свободы при сведении
окончательной фонограммы.

Часть II
Сведение Surround


Глава11
Сведение surround

Большая часть: книги посвящена сведению стерео, но очень скоро звукооператорам предсто
ит встретиться с новой задачей o сводить surround. Звучание surround почти все считают более
реалистичным и приятным, чем звучание стерео, во всех областях: и в музыке, и в кино, и на
телевидении. Люди, которые не могли на слух отличить моно от стерео, сразу же слышат и могут
оценить, чем отличается surround от стерео. Это настолько значительный шаг вперед, что скоро
мы уже не захотим записывать, сводить, и слушать музыку в других форматах.
Немногo истории.
Surround в той или иной форме существует в мире вот уже больше пятидесяти лет. В кино
всегда использовали трехканальный "звуковой занавес" (был разработан в лабораториях Белл),
так как было обнаружено, что центральный канал давал значительное преимушество o закреп
лял центр за счет избавления от фантомных образов (при стереовоспроизведении, если двигаться
по комнате, то центральные образы смещаются), и улучшал распределение частот в звуковом
поле.