Сведение


Частотный охват НЧЭ канала o от 25 до 120 Гц. У него дополнительно добавлено10 децибел
мощности, чтобы без искажений транслировать низкочастотные составляющие.
Управление низкими частотами.
Басменеджер (иногда его называют коммутатор баса) o схема, которая забирает из основ
ных каналов все частоты ниже 80 Гц, смешивает с сигналом НЧЭ, и подает на сабвуфер. Таким
образом, сабвуфер постоянно работает и воспроизводит не только эффекты, раз уж он все равно
встроен в систему. Это дает возможность расширить частотный диапазон акустики вниз пример
но до 25 Гц.

Поскольку в подавляющем большинстве домашних систем surround (особенно со стандартны
ми низкочастотными характеристиками) басменеджер есть, то при сведении нужно слушать че
рез него, чтобы представить, что услышат люди у себя дома. А, поскольку басменеджер делает
частотный диапазон шире, чем у многих студийных мониторов, то люди у себя дома могут услы
шать то, что при сведении не было заметно o например, паразитные низкочастотные шумы.
Другие типы surround.
Существует множество других широко используемых форматов surround: трехканальный o
два впереди, и моно пространственный, четырехканальный o три спереди, моно o простран
ственный, как в Долби пролоджик, пятиканальный o три спереди, два пространственных сте
рео, без НЧканала, и всеобьемлющий восьмиканальный Сони SDDS o пять спереди, плюс НЧ...
Есть и другие нестандартные форматы, в которых задействуется до десяти каналов для созда
ния эффекта высоты, а также дополнительные боковые и пространственные каналы. В первой
части iЗвездных войн" o "Скрытой угрозе" введен формат Долби digital surround 6.1, в котором
появляется центральный канал сзади. Во множестве развлекательных картин, типа "Назад, в буду
щее" студии Universal, использовалось до 14 каналов.

Глава 12
Почему surround лучше стерео, (да и квадро)?

Когда слушаешь surround, по сравнению со стерео сразу же заметно много улучшений:
i Звучание чище o центральный канал привязывает звук к месту, и избавляет от блуждания
фантомных образов, которыми так грешит стерео.
i Исчезает "зона максимально качественного звучания".