ProTools
Уровень мастеринга и качество звучания альбома зависит, во многом, от бюджета. Наиболее прогрессивным, но и дорогостоящим, является мастеринг с использованием аналоговой техники в сочетании с новейшими компьютерными технологиями.
Здесь же речь пойдет о компьютерном мастеринге на станции Digidesign Pro Tools.
Весь процесс условно можно разделить на пять этапов:
1. Перезапись всех песен (final mixes) с DAT-кассеты в компьютер. На сегодняшний день DAT, безусловно, является основным форматом для сведения. В Pro Tools создается одна сессия (документ в программе Pro Tools называется "сессия" - session) и все песни по цифровому интерфейсу переносятся в эту сессию (так называемый digital transfer). Лучше, если возможно, использовать интерфейс AES/EBU. (Рис. 1)
Рис. 1
Pro Tools, в отличие от таких программ, как SoundDesigner или Peak, позволяет иметь неограниченное число миксов внутри одной сессии - это необходимо для моментального сравнения песен. Итак, в конце первого этапа мы имеем все песни альбома на двух дорожках (mix1 L/R).
2. Выбор эталона. Как правило, выбирается песня, которая, по мнению автора, звучит идеально и ему, автору, ничего не хотелось бы изменить. Чаще всего такая песня бывает удачной и в музыкальном смысле. Эталоном для мастеринга может быть и песня не из данного альбома, а из предыдущего или даже песня другого исполнителя, но близкая по стилистике и звучанию к тому, что хочет автор.
3. Сведение эталонной песни на жесткий диск с использованием ультрамаксимайзера L1+ (Waves).
- Главная
- Литература:
- Пол Уайт "Творческая звукозапись"
- Дэвид Гибсон "Искусство сведения"
- Боб Кац "Секреты мастеринг-инженера"
- Теория:
- Сведение
- Немного о частотах
- Запись и эквализация
- Аранжировки
- Искусство аранжировки в MIDI
- Вокодеры
- Максимайзеры
- Практика:
- Cakewalk Project 5
- Cubase SX
- ProTools
- Reason 3
- Waves
- Ozone
- T-RackS
- NI Kontakt
- NUENDO manual:
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13