ProTools

Уровень мастеринга и качество звучания альбома зависит, во многом, от бюджета. Наиболее прогрессивным, но и дорогостоящим, является мастеринг с использованием аналоговой техники в сочетании с новейшими компьютерными технологиями.
Здесь же речь пойдет о компьютерном мастеринге на станции Digidesign Pro Tools.
Весь процесс условно можно разделить на пять этапов:
1. Перезапись всех песен (final mixes) с DAT-кассеты в компьютер. На сегодняшний день DAT, безусловно, является основным форматом для сведения. В Pro Tools создается одна сессия (документ в программе Pro Tools называется "сессия" - session) и все песни по цифровому интерфейсу переносятся в эту сессию (так называемый digital transfer). Лучше, если возможно, использовать интерфейс AES/EBU. (Рис. 1)

Рис. 1
Pro Tools, в отличие от таких программ, как SoundDesigner или Peak, позволяет иметь неограниченное число миксов внутри одной сессии - это необходимо для моментального сравнения песен. Итак, в конце первого этапа мы имеем все песни альбома на двух дорожках (mix1 L/R).
2. Выбор эталона. Как правило, выбирается песня, которая, по мнению автора, звучит идеально и ему, автору, ничего не хотелось бы изменить. Чаще всего такая песня бывает удачной и в музыкальном смысле. Эталоном для мастеринга может быть и песня не из данного альбома, а из предыдущего или даже песня другого исполнителя, но близкая по стилистике и звучанию к тому, что хочет автор.
3. Сведение эталонной песни на жесткий диск с использованием ультрамаксимайзера L1+ (Waves).