Пол Уайт "Творческая звукозапись"


Записывая вокал, определите, нет ли у вокалиста проблем с шипящими согласными. Если такая проблема существует, то для записи следует использовать вместо дорогого конденсаторного микрофона, берущего весь диапазон - хороший динамический микрофон с ограниченной чувствительностью к верхнему краю частот. Тогда вам не придется применять деэссер. Также возможно свести проблему к минимуму путем небольшого изменения положения микрофона относительно рта вокалиста (чуть выше, ниже, справа или слева).
Важно, чтобы между микрофоном и вокалистом находился экран. Он поможет справиться с другой частой проблемой - “плевками”, то есть ударно звучащими звуками “б” и “п”. Лучше применить импровизированный экран, а не поролоновый, который обычно входит в комплект микрофона, так как последний, как правило, не годится для этой цели.
Диапазон средних частот
Вокал занимает низкую середину диапазона, но гармоники, от которых зависит разборчивость слов, достигают 3 кГц. Однако не следует делать для этого провал между 200 Гц и 3 кГц. Послушайте аранжировку и удостоверьтесь, что в момент присутствия вокальной партии в фонограмме не происходит ничего такого, что могло бы сильно отвлечь слушателя от пения. Именно поэтому до сих пор популярны акустические гитары и электрогитары с одним одиночным звукоснимателем (Strats): они дают яркий, определенный звук и при этом не заполняют нижнюю середину аудиоспектра шумом.
По этой же причине клавишные “подклады”, в особенности многоголосые стрингс, должны звучать достаточно тихо в миксе, чтобы их воздействие оставалось почти на уровне подсознания.