Максимайзеры

Но как раз здесь и начинаются нюансы, делающие невозможными строгое математическое выражение громкости. Вся палитра слышимых нами звуков не ограничивается синусоидальным тоном с частотой 1 кГц. Слышимые нами звуки и, в частности, музыка, состоят из множества частот, имеющих при этом разную интенсивность и разную длительность. Ухо в различной степени чувствительно к звукам разной частоты и длительности. Звук с частотой 12 кГц всегда будет казаться тише звука той же интенсивности, но с частотой 4 кГц. Звук длительностью 10 мс всегда будет тише звука с той же частотой и интенсивностью, но длительностью в одну секунду. Поэтому в повседневной жизни при оценке громкости музыки принято считать, что музыкальное произведение обладает примерно равномерным спектром. В этом случае появляется возможность каким-то образом обмануть кривые Флетчера-Мансона ("кривые равной громкости" - семейство характеристик, показывающих зависимость кажущейся громкости сигнала от звукового давления и частоты) и создать в море субъективности маленькие объективные островки, нормализовав тем самым само понятие громкости (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Соотношение интенсивности, громкости и уровня звука.

Приведенная в таблице градация является универсальной. Но с развитием технологии звукозаписи, а, вернее, с появлением совершенно разнородных носителей с разными динамическими характеристиками, появилась необходимость в ином принципе оценке громкости. Им стала арифметическая разность между пиковым (Peak) и среднеквадратичным (RMS) значением уровня звука (сигнала) - так называемый "кросс-фактор".