Максимайзеры

Поэтому большинство продюсеров всеми силами стремятся повысить уровень фонограммы при мастеринге: ведь от этого может зависеть ее коммерческий успех. Вторая причина повышения громкости - желание наиболее полно использовать динамический диапазон носителя аудиозаписи, будь то компакт-диск или аналоговая лента. Также важно максимально использовать динамический диапазон воспроизводящего устройства, чтобы запись не тонула в шумах.
При записи звука носители обычно ограничивают величиной перегрузки пиковый уровень сигнала, а не его среднеквадратичную мощность (это несколько упрощенная, но близкая к реальности модель для большинства аналоговых и цифровых носителей звука). Отношение пикового уровня фонограммы к ее среднеквадратичному уровню (RMS) называется пик-фактором (crest-factor, кросс-фактор). Прямоугольная волна (меандр) имеет единичный пик-фактор 0 дБ. Пик-фактор синусоиды равен 3 дБ. Фонограммы с широкой динамикой или резкими пиками обладают высоким пик-фактором (20 дБ и более), а сильно компрессированные фонограммы - низким пик-фактором (10...15 дБ). Ясно, что при ограниченной пиковой мощности, фонограмма с меньшим пик-фактором может достичь более высокой громкости. С целью уменьшения пик-фактора фонограммы ее пропускают через устройства динамической обработки (рис. 1). Рассмотрим их принципы работы.

Рис. 1. Фонограмма до динамической обработки и после. Уменьшение пик-фактора. Клиппинга здесь нет, и звук вполне приемлем для радио.
Устройства динамической обработки
Основными устройствами для работы с уровнями фонограммы являются устройства динамической обработки.