Боб Кац "Секреты мастеринг-инженера"

Но часто это роскошь делать отдельные миксы, и мы мечтаем о способах достижения микса на основе имеющихся двух треков. Прошлый клиент миксовал в прозрачной для басов комнате и его бас был очень ярким (boomy), right up около 180 Гц. Вокал спустился немного вниз, когда я корректировал яркий бас, но через специальные M-S техники обработки я мог сделать отлично сбалансированный мастер...который привел нас к...
MS техники мастеринга
До появления цифровых процессоров, подобных Финалайзеру, мастеринг-инженеры были ограничены в том, что мы можем достигнуть сейчас. На сегодняшний день мы продолжаем говорить некоторым клиентам "идите и исправьте это при сведении", но мы имеем неколько хитростей в наших рукавах, которые могут вершить чудеса с двухтрековым миксом. Одна древняя техника является невероятно мощной - это MS-мастеринг.
MS расшифровывается, как "Mid-Side" (среднесторонний) или "Моно-Стерео". В МС микрофонной технике, кардиоида, передненаправленный микрофон подключается к М моно каналу, а фигура 8, сторонненаправленный микрофон подключается к S или стерео каналу. Простой декодер (такой, как аудио микшер) смешивает эти два канала, чтобы создать L (Left - левый) и R (Right - правый) выходы. Вот формула декодера: M+S эквивалентно L, M-S эквивалентно R. А вот как декодировать в микшере: назначаем M на фейдер 1, S на фейдер 2, оба параметра pan выставляем влево. Назначьте M на фейдер 3, S на фейдер 4, инвертируете полярность фейдера 4 ("минус S"), панораму выставляем направо. Чем больше M в миксе, тем больше монофоническим (центрированным) будет материал.