Propellerhead Reason 3


Реальные фильтры низких и высоких частот характеризуются следующими
основными параметрами:
r частотой среза;
r шириной полосы пропускания;
r неравномерностью характеристики в полосе пропускания;
r крутизной ската характеристики а области перехода от полосы пропуска-
ния к полосе задерживания.
Для полосового фильтра добавляется еще один параметр — добротность,
под которой понимают отношение центральной частоты фильтра к полосе
его пропускания
Эквалайзеры — устройства, объединяющие в себе несколько фильтров и
предназначенные для изменения спектральных свойств (тембра) обрабаты-
ваемого сигнала. Первоначально эквалайзер (equalizer, EQ), в основном, вы-
полнял функции устройства, компенсирующего неравномерность того или
иного участка тракта усиления и преобразования звукового сигнала.
Эффекты и обработки 151
Эквалайзер может как бы выровнять исходно неровную АЧХ. Известны не-
сколько различных по назначению и устройству типов эквалайзеров:
r графический эквалайзер;
r параметрический эквалайзер.
Графический эквалайзер — это набор полосовых фильтров с фиксированны-
ми центральными частотами и переменным коэффициентом усиления, ко-
торым можно управлять при помощи слайдера. В качестве регуляторов при-
нято использовать именно слайдеры (ползунки), т. к. положение их ручек
представляет собой некое подобие графика АЧХ эквалайзера. Именно по-
этому такие эквалайзеры принято называть "графическими" — пользователь
как бы рисует ползунками нужную кривую АЧХ.
Итак, графический эквалайзер — это набор полосовых фильтров, которые
полностью отделяют друг от друга определенные полосы частот. Для того
чтобы иметь возможность управлять частотной характеристикой во всей об-
ласти звуковых частот, такие фильтры соединены параллельно. На вход всех
фильтров подается один и тот же сигнал, и задача каждого фильтра состоит
в том, чтобы усилить или ослабить "свой" участок спектра в соответствии
с положением регулятора коэффициента усиления (слайдера).
Наиболее часто графические эквалайзеры применяются для обработки сум-
марного сигнала, "доводки" обшей картины, а не фильтрации отдельных со-
ставляющих. С помощью графического эквалайзера можно приближенно
сформировать требуемую АЧХ системы обработки звука или акустической
системы — поднять усиление в одних областях спектра и уменьшить его
в других. Однако графический эквалайзер мало пригоден для ювелирной
частотной коррекции — ведь центральные частоты фильтров неизменны
Они могут и не совпадать в точности с теми частотами, на которых следует
подчеркнуть или, напротив, подавить спектральные составляющие.