Propellerhead Reason 3


Итак, реальные музыкальные звуки при распространении претерпевают не
только расщепление на несколько звуковых волн (каждая из которых имеет
свою задержку), но и неодинаковое изменение частот для разных спек-
тральных составляющих.
И флэнжер, и фэйзер имитируют (каждый по-своему) проявления взаимно-
го перемещения упомянутых трех элементов — источника, приемника
и отражателя звука. По сути дела оба эффекта представляют собой сочета-
ние задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией. Раз-
ница между ними чисто количественная. Флэнжер отличается от фэйзера
тем, что для первого эффекта время задержки каждой копии и изменение
частот сигнала значительно большие, чем для второго.
Значения времени задержки каждой копии, характерные для флэнжера, суще-
ственно превышают период звукового колебания, поэтому для реализации
эффекта используют многоразрядные и многоотводные цифровые линии
задержки. С каждого из отводов снимается свой сигнал, который в свою оче-
редь подвергается частотной модуляции.
Для фэйзера, наоборот, характерно столь малое время задержки, что оно
оказывается сравнимым с периодом звукового колебания. При таких малых
относительных сдвигах принято говорить уже не о задержке копий сигнала
во времени, а о разности их фаз. Если эта разность фаз не остается посто-
янной, а изменяется по периодическому закону, то мы имеем дело с эффек-
том "фэйзер". Так что можно считать фэйзер предельным случаем флэнжера.
По существу фэйзер — это фазовое вибрато.
Хорус (chorus) проявляется как эффект исполнения одного и того же звука
или всей партии не одним инструментом или певцом, а несколькими. Ис-
кусственно выполненный эффект является моделью звучания настоящего
хора. В том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких
Эффекты и обработки 167
музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведе-
ние, сомнений, вероятно, нет ни у кого.
С одной стороны, голоса певцов и звуки инструментов при исполнении
одинаковой ноты должны звучать одинаково — к этому стремятся и музы-
канты, и дирижер. Но из-за индивидуальных различий источников звуки
все равно получаются разными. В пространстве, тракте звукоусиления и
слуховом аппарате человека эти немного неодинаковые колебания взаимо-
действуют, образуя так называемые биения. Спектр звука обогащается и,
самое главное, течет, переливается. Предельным случаем хоруса является
одновременное звучание двух источников, слегка отличающихся по часто-
те, — унисон.