Propellerhead Reason 3

При воспроизведении
различные динамические оттенки исполнения получают комбинированием
этих сэмплов в различной пропорции.
У рассматриваемого метода есть еще и другое название — волновой синтез.
Одна из основных проблем волнового синтеза состоит в том, что для хранения
Примечание
100 Глава 4
голосов инструментов требуется запоминающее устройство большого объема
(по меркам прошлого века). Значительного сокращения необходимой памя-
ти достигают за счет того, что запоминается звучание не всех нот, а только
некоторых (в пределе — одной). Формирование звучания остальных нот
происходит путем изменения скорости воспроизведения сэмпла в той степе-
ни, каково отношение частоты извлекаемой ноты к частоте ноты, храня-
щейся в памяти.
Как сэмплер с помощью одного музыкального тона получает другой? Допус-
тим, исходный сэмпл оцифрован на частоте 44,1 кГц. Теперь, если мы будем
воспроизводить его на удвоенной тактовой частоте 88,2 кГц. т. е. вдвое бы-
стрее, высота тона возрастет на октаву. Если же воспроизводить сигнал на
пониженной частоте, то высота тона соответственно уменьшится. Таким
образом, если воспроизводить сэмпл на измененной соответствующим обра-
зом тактовой частоте, в принципе можно получить звук любой высоты.
Однако такой подход содержит неприятный момент. Одновременно со сме-
щением величины тактовой частоты и высоты тона будет изменяться дли-
тельность атаки и скорость затухания сигнала. Так, если мы удвоим такто-
вую частоту, то наряду с удвоением высоты звука в два раза уменьшится
общее время звучания сигнала (поскольку он будет проигрываться в два раза
быстрее). Отсюда вдвое сократится длительность атаки, и вдвое возрастет
скорость затухания звука. Общее впечатление о звуке будет искажено. Тембр
воспроизводимого сигнала затронут и более серьезные изменения.
В реальном музыкальном инструменте при изменении высоты тона форма
амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) излучающих звук поверхностей,
местоположение на оси частот, величина максимумов и провалов механиче-
ских и акустических резонансов обычно не изменяются. А вот при изменении
скорости воспроизведения оцифрованного сигнала вместе с частотой основ-
ного тона изменится и форма АЧХ (растянется или сожмется, максимумы и
минимумы сместятся по оси частот). Конечно, это сильно исказит звук. Кро-
ме того, в некоторых музыкальных инструментах (пианино, гитара и т. п.)
звуки разной частоты формируются с помощью различающихся механически
элементов конструкции (струны с оплеткой и без нее; несколько струн,
настроенных в унисон).