Propellerhead Reason 3

При вос-
произведении такой фонограммы на монофоническом оборудовании сигна-
лы левого и правого каналов суммируются, противоположные по фазе вол-
ны гасят друг друга. Следовательно, какие-то звуки окажутся неслышными.
Многие музыканты-любители полагают, что в связи с распространенностью
стереофонической аппаратуры проблема моносовместимости является неак-
туальной. Это заблуждение. Во-первых, еще широко распространено моно-
фоническое телевидение. Во-вторых, моносовместимость важна для таких
стереофонических носителей, в которых используется формат M-S. Как и
в традиционном стереоформате L-R (Left-Right), в формате M-S (Mono-
Stereo) используется два канала. Но в одном из них предается монофониче-
ская компонента, представляющая собой сумму сигналов левого и правого
стереоканалов, а во втором — стереофоническая компонента (разность сиг-
налов левого и правого стереоканалов). Такой способ представления ин-
184 Глава 5
формации используется при кодировании потокового звука (например, МР3
Joint stereo) и в FM-радио. Именно формат M-S позволяет обеспечить со-
вместимость монофонических радиоприемников с сигналами стереофониче-
ского радиовещания. Пропускные способности (частотные полосы) M-S
каналов ограничены. При преобразовании мононесовместимой фонограммы
в формат M-S пропускной способности канала S может не хватить, а канал М
окажется загруженным не полностью.
Нередки случаи, когда фонограмма звучит шикарно в студийных условиях,
и ужасно — в домашних. Кроме того, свои особенности при передаче звука
есть и у телевизионной аппаратуры, и у аппаратуры FM-радиовещания. Не-
которые специалисты рекомендуют делать несколько вариантов мастеринга:
одни — для радио, другой — для телевидения, третий — для домашнего про-
слушивания. Мы считаем, что вариант фонограммы должен быть один,
и звучать он должен одинаково хорошо и дома, и на радио, и на телевидении.
Проблема несовместимости фонограммы с дешевым оборудованием обычно
появляется, когда речь заходит об области низких частот. Значительная доля
энергии сигнала сосредоточена в области 20-80 Гц. На студийных монито-
рах басы звучат плотно и упруго, но на дешевой аппаратуре Low-End их не
слышно, а для средних и высоких частот, которые дешевая магнитола "по-
тянет", места в фонограмме не предусмотрено — ведь информация о басах
физически присутствует в записи и занимает вполне конкретные ресурсы.