Propellerhead Reason 3


С помощью эквалайзера можно влиять на такое качество звука, как яркость.
Яркий звук богат высокочастотными компонентами, в тусклом звуке их не
хватает. Косвенно с применением эквалайзера связано еще одно качество
звука — прозрачность. Прозрачностью характеризуется возможность выде-
ления слушателем звуков отельных инструментов, их разборчивость. Вооб-
ще, прозрачность зависит от очень многих факторов, например, от распо-
ложения источников звука на панораме (если они находятся в одной точке
Эффекты и обработки 183
и звучат одновременно, то их трудно различить), от тембров, звучащих од-
новременно, от применяемых эффектов и т. д.
С помощью компрессора сужается динамический диапазон. Это нужно, на-
пример, при тиражировании фонограммы на носителях с небольшим дина-
мическим диапазоном (например, на обыкновенных аналоговых аудиокассе-
тах). При сужении динамического диапазона сигнала сглаживаются
перепады по громкости, тихие места фонограммы начинают звучать громче,
за счет чего уровень сигнала приподнимается над уровнем шума ленты.
Обычно обработке компрессором подвергаются даже те фонограммы, кото-
рые будут тиражироваться на CD. Реальный динамический диапазон фоно-
грамм, тиражируемых на CD, гораздо уже, чем теоретически возможные
96 дБ, и составляет он не более 50—60 дБ. Дело в том, что на низких уровнях
сигнала становятся ощутимыми искажения, вызванные его квантованием.
С помощью лимитера можно добиться еще большей плотности и громкости
звука. Однако после применения лимитера какая-то часть звуковой инфор-
мации может быть полностью или частично утрачена. При программной
обработке потери от применения жесткого лимитера обычно оцениваются
в процентах: говорят, что после лимитирования столько-то процентов отсче-
тов будет (или было) клиппировано. Опытные звукорежиссеры могут оце-
нить объем потерь на слух. Применение лимитера оправданно в том случае,
когда потери незначительны (не заметны на слух), а результат весьма весом
(удается приподнять громкость на несколько децибел, если это, конечно,
требуется).
При выполнении мастеринга важно сохранить моносовместимость (если она
изначально присутствует в фонограмме) и достичь совместимости фоно-
граммы со звуковоспроизводящим оборудованием разных классов.
Моносовместимость — совместимость стереофонической фонограммы с мо-
нофоническим оборудованием. Несовместимость появляется тогда, когда
сигналы в левом и правом каналах имеют противоположные фазы.