Propellerhead Reason 3

При мастеринге музыкального
альбома все треки приводятся к единому звучанию — различия между ними
сглаживаются как по спектру, так и по громкости. Оценивать результаты
мастеринга можно только после переноса фонограммы на целевой носитель.
Если мастеринг производился для тиражирования фонограммы на аудио-
кассетах, то и оценивать его нужно по результатам прослушивания обыкно-
венной аудиокассеты.
Примечание
182 Глава 5
Существует распространенное мнение: "Поскольку в мастеринговых студиях
применяется очень дорогое оборудование Hi-End и работают высококласс-
ные инженеры, то о мастеринге в домашней студии вообще говорить бес-
смысленно". Если бы вы записывали свою музыку в профессиональной сту-
дни с привлечением высококлассного продюсера и звукорежиссера, тогда,
действительно, на мастеринге экономить не стоит — доверьте свою фоно-
грамму профессиональным инженерам мастеринга. Если же вы сами пишете
музыку на компьютере и самостоятельно сводите ее, то какой смысл пла-
тить за профессиональный мастеринг? Если ваша фонограмма изначально
не соответствует уровню Hi-End, то после профессионально выполненного
мастеринга она не станет лучше. Это все равно что пытаться поставить дви-
гатель от спортивного автомобиля на "Запорожец". Нужен спортивный ав-
томобиль — покупайте его целиком.
Так нужен ли мастеринг, выполненный в домашних условиях? Раз вы созда-
ли композицию и выполнили ее сведение дома, то и мастерингом надо за-
ниматься здесь же. Какой смысл останавливаться? Пускай ваш demo-альбом
за счет даже непрофессионально выполненного мастеринга будет звучать
чуточку лучше. Мастеринг все равно нужен для адаптации фонограммы
к заданному носителю (например, CD или кассете). Аппаратура класса до-
машней студии звучит лучше, чем, например, кассетный плеер с наушниками-
"затычками". При сведении вы можете добиться отличного звучания фоно-
граммы в своей домашней студии, но как будет звучать эта же фонограмма
на дешевом плеере? Одной из задач, решаемой в ходе мастеринга, является
достижение совместимости фонограммы со звуковоспроизводящим обору-
дованием низкого класса.
К основным инструментам мастеринга можно отнести высококачественные
эквалайзер, компрессор и лимитер.
С помощью эквалайзера корректируется спектр фонограммы. Спектральная
коррекция осуществляется в два этапа:
r балансировка спектра (сигнала должно "хватать" для низких, средних и
высоких частот, чтобы слушатель чувствовал себя комфортно);
r подгонка под спектры остальных фонограмм, вошедших в альбом (чтобы
у слушателя не возникало желания изменять настройки эквалайзера во
время прослушивания альбома).