Сведение
Четвертый (задний) канал для воспроизведения эффектов добавили еще в 1941 году, в четы
рехканальной системе "Фантасаундi, использованной Диснеем для демонстрации фильма "Фан
тазия", а также в "Синемаскопе" Фокса в пятидесятых годах, но в широкое употребление эти
системы не входили до шестидесятых годов, когда Долби стерео фактически стало стандартом
surround. В этом популярном кинематографическом формате используется четыре канала (ле
вый, центральный, правый и моно пространственный o иногда его называют LCRS), и он кодиру
ется на две дорожки. Сейчас почти все и фильмы, предназначенные для показа в кинотеатрах и
по телевизору, идут в формате Долби стерео, поскольку у него есть дополнительное преимуще
ство o если декодера нет, то Долби нормально воспроизводится и моно, и стерео.
В восьмидесятые годы с появлением цифровых форматов, способных поддерживать множе
ство каналов, число задних пространственных каналов увеличили до двух, и еше добавили канал
низкочастотных эффектов. Получилась шестиканальная система 5.1, которая вскоре стала обще
принятым стандартом для большей части фильмов, музыки и цифрового телевидения. (Единствен
ное исключение o система Sony SDDS 7.1).
И, конечно же, в семидесятые годы существовало квадро, которое не выжило изза войны
двух несочетаемых систем (наподобие будущей войны между Beta и VHS), и психоакустически
плохого воспроизведения o очень маленькой квадрозоны.
Типы звука surround.
Сейчас самый широко распространенный формат surround o 5.1. Ero используют в кино,
музыке и цифровом телевидении. В нем задействуется шесть отдельных акустических систем: три
впереди (левая, центральная, правая), две сзади (левая пространственная/правая пространствен
ная), плюс сабвуфер (канал низкочастотных эффектов, или LFE) o ".1" из 5.1. (См. рисунок 13.) Та
же самая конфигурация используется в большинстве кинотеатров, поскольку такое расположе
ние динамиков используется не только в Ти Эйч Экс (ТНХ), но и в популярных киноформатах o
Dolby Digital и DTS.
Канал НЧЭ
НЧЭ значит "низкочастотные эффекты". Eгo еще называют "канал грохота". Он нужен, чтобы
усилить низкие частоты фильма, чтобы добавить как можно больше грохота в землетрясение,
авиакатастрофу, и везде, где требуется много низких частот.
- Главная
- Литература:
- Пол Уайт "Творческая звукозапись"
- Дэвид Гибсон "Искусство сведения"
- Боб Кац "Секреты мастеринг-инженера"
- Теория:
- Сведение
- Немного о частотах
- Запись и эквализация
- Аранжировки
- Искусство аранжировки в MIDI
- Вокодеры
- Максимайзеры
- Практика:
- Cakewalk Project 5
- Cubase SX
- ProTools
- Reason 3
- Waves
- Ozone
- T-RackS
- NI Kontakt
- NUENDO manual:
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13