Дэвид Гибсон "Искусство сведения"


Взаимовычет фазы возникает, когда два одинаковых звука, например, из двух
микрофонов или динамиков – немного не совпадают по времени. Превосходный
пример – поменять местами провода, маркированые «+» и «-« на динамике. Теперь,
когда один динамик выпирает – другой в это время вдавливается. Когда динамик
выпирает, он создает избыточное (по сравнению с нормальным) давление воздуха.
Когда динамик вдавливается – создается область разряженного воздуха с низким
давлением. Когда высокое давление, созданное одним динамиком, встречается с
низким давлением, созданным другим динамиком – в результате вы получаете воздух с
нормальным давлением, т.е. тишину. Таким образом, у нас есть два динамика,
компенсирующих друг друга – и, теоретически, вы не услышите ничего.
Многие производители используют этот эффект, чтобы сделать наш мир тише. В
автомобильных глушителях, фривеях (взамен бетонных стен), на заводах, и даже в
головных наушниках – чтобы звук не выходил из них наружу.
Если вы снимаете один источник двумя микрофонами, отстоящими от него на
разном расстоянии, может случится так, что один микрофон будет улавливать область
повышенного давления воздуха, в то время как другой – оласть пониженного. Теперь
включите эти два микрофона в микс – они будут пытаться подавить друг друга, хотя и
не до конца. Здесь описаны общие проблемы во время использования больше, чем
одного микрофона при снятии ударных, пианино и гитар:
1. Вы теряете громкость, когда включчаете оба микрофона, особенно в моно (между
прочим, это наилучший способ обнаружить вычет фазы).