Дэвид Гибсон "Искусство сведения"


В классической музыке существует особенно строгое правило, чтобы инструменты
панорамировались именно в том порядке, в каком они расположены на сцене. В
действительности, существуют свои особенные правила в том, как располагать оркестр
на сцене, чтобы все могли корректно его услышать.
СБАЛАНСИРОВАННАЯ И СМЕЩЕННАЯ ПАНОРАМА
Возможно, одно из самых сильных воздействий, которое может быть создано с помощью
шаблонов панорамы – это разница между сбалансированным (симметричным) миксом …

Рис. 194. Сбалансированный микс.
…и смещенным (асимметричным) миксом.

Рис. 195. Смещенный микс.
Симметричные миксы создаются с целью симметричного, сбалансированного
воздействия, в соответствии с типом песни, например, балладой, и т.п. В то время как
несимметричные миксы, как правило передают нервный, несбалансированный характер
песни.
Микс часто делают сбалансированным или смещенным в каждом частотном
диапазоне. Например, если вы делаете симметричный микс, вы можете поместить хай-хэт
влево, а шейкер и аккустическую гитару – вправо, чтобы создать баланс высоких частот. В
диапазоне средних, вы можете поместить гитару – влево, а клавиши – вправо. В
диапазоне низких – бочку и бас следует поместить в центре.

Рис. 196. Микс, сбалансированный в каждом частотном диапазоне.
С другой стороны, если вы создаете смещенный микс, вы можете собрать все высоко
звучащие инструменты – влево, а инструменты в среднем диапазоне – вправо. Затем, для
особо ужасающего эффекта – развести бас и бочку в разные стороны.