Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Вне
зависимости от точного предела, звук никогда не выходит за потолок. Поле воображения
лимитировано где-то в районе верха динамиков. Теперь, а как насчет нижнего предела?
Низкие частоты обычно идут через пол к вашим ногам. Так что пол – это нижняя граница.
Верхняя и нижняя границы показаны здесь:

Рис. 18. Верхняя и нижняя границы поля воображения.
Вне зависимости от того, насколько левее мы панорамируем звук, нам никогда не
кажется, что он расположен намного левее левого динамика. То же самое – для правой
стороны. Звуки могут быть немного впереди или позади динамиков. Мы никогда не
располагаем звук выше динамиков, но он доходит к нам через пол.
Пределы пространства представления звуков могут быть показаны вот так:

Рис. 19. Естественные границы расположения микса.
Это место расположения микса. В мире воображения, звуки никогда не располагаются вне
комнаты. Особенно важно обнаружить, что это пространство лимитировано.
Таким образом, если вы слушаете большой оркестр, состоящий из 100 музыкантов, то его
звук заполняет все это пространство.

Рис. 20. Большой оркестр заполняет пространство между динамиками.
Вы не сможете услышать каждую скрипку в таком оркестре, вы слышите целые
скрипичные секции. И наоборот, если у вас звучат только три скрипки – вы довольно ясно
услышите каждую из них.

Рис.21. Скрипки с достаточным количеством места между ними.


Так как пространство между динамиками лимитировано, и наложение звуков друг на друга
– основная проблема микса, то основной целью микширования становится - … контроль
пространства!
Как вы понимаете, мы можем перемещать звук в пространстве между динамиками, меняя
громкость, панораму, и высоту звука (эквалайзер дает небольшой эффект).