Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

«Сгущение» редко
применяется на коротко звучащих нотах (стокатто). В этом случае создается впечатление,
что эти коротко длящиеся звуки занимают слишком много места. Если вы все же
собираетесь использовать «сгущение» на таких коротких звуках, вы не должны
панорамировать их слишком широко – разве что в пределах 11:00 – 01:00 (или около
оригинального звука, если он сам панорамирован всторону).
С другой стороны, звуки с большой длительностью (легато) часто панорамируются
полностью в обе стороны со «сгущением».
Как только сведены бас и ударные, вы должны расчитать, какие инструменты будут
растянуты в стерео со «сгущением», а какие останутся одним «пятном». Этот расчет
основывается на музыкальном стиле, количестве инструментов в миксе, и как звучит
каждый инструмент – стокатто или легато. После того, как сделан микс, вы можете
поменять свое решение и добавить или удалить «сгущение».
Флейнджер, хорус, фазер.
Так как эти эффекты основаны на коротком времени задержки, так же, как и «сгущение»,
то их панорама основывается на тех же самых критериях. Единственно отличие – в том,
что эти эффекты гораздо более заметны, так что они не могут панорамироваться так же
широко, как «сгущение».

Реверб.
Реверб в большинстве случаев помещается в стерео, полностью налево и направо. Это
имитирует натуральное звучание реверба в помещении – везде вокруг вас, как при живом
исполнении. Особенно это часто используется при ревере на ударных.

Конечно же, вы можете поместить реверб везде, где хотите.