Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Тогда необходимо спросить исполнителей: «эй, а это вам
действительно нужно?»
Прослушивание вокала может дать ключ к пониманию правильности темпа.
Позитивные оценки ритма – «интригующий», «простой». Негативные – «слишком
простой», «надоедливый», «неправильный», «разобщающий».
Аспект 4. Гармония.
Если вы можете заниматься арранжировкой гармонии – исполнитель скорее всего
подумает, что вы бог – если сможет ее исполнить. Даже если вы ничего не знаете о
структуре аккордов, обращениях, голосоведении – все равно, если с гармонией что-то не
так – это можно почувствовать.
Помимо критики конкретных нот, вы можете делать замечания и предложения
относительно количества частей и их расположения в миксе. Исполнитель может быть не
в курсе о различных способах записи бэк-вокала. Вы можете записать два дубля одного и
того же трека, расположив их в левый и правый динамики, получив полное стерео. Вы
можете записать три дубля и расположить их слева, по центру и справа. Затем записать
еще три дубля и т.д. Можно смикшировать тридцать дублей в два отдельных трека,
получив эффект «Хора храма Мормонов».
Многие группы не реализуют потенциал различных способов записи бэк-вокала, поэтому
инженер обязан сказать им об этом, при необходимости. Я советую группам, по меньшей
мере, продублировать запись бэк-вокала.
Позитивная оценка гармонии - наличие множества частей, уникальной аккордовой
последовательности. Негативная – «слишком простая», «переполненная»,
«несоответствие арранжировки».