Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Кроме того,
слушатели чаще всего сидят в неправильной позиции, чтобы слышать правильное стерео.
НАТУРАЛЬНАЯ ПАНОРАМА
Если мы представим себе пространство между динамиками, как звуковую палитру, мы
можем помещать звуки слева направо, заполняя это пространоство таким образом, чтобы
все работало. Существует бесконечное количество структур микса, которое мы можем
создать простым панорамированием. Как бы то ни было, иногда панорама соответствует
размещению музыкантов на сцене или в студии.

Рис. 192. Панорама – как на сцене.
Иногда ударные панорамируются в точности так, как они размещены.


Рис. 193. Натуральное панорамирование ударной установки.
Часто музыкальный стиль определяет «натуральность» панорамы. Например, вы можете
делать практически все, что хотите – в хип-хопе или техно. В случае big band важно
панорамировать все именно в соответствии с расположением оркестра на сцене.
Аккустический джаз тоже иногда панорамируют в соответствии с расположением
музыкантов при живом исполнении.
Инженеры часто располагают музыкантов в студии так же, как и на сцене, чтобы
они себя лучше чувствовали. Например, группа народных инструментов камерного
оркестра обычно располагается полукругом в студии, и точно так же панорамируется в
миксе. Технически, трудно вообразить что-то лучшее – меньше шансов получить вычет
фазы или взаимопроникновение для инструментов, расположенных в натуральном
порядке. Это помогает создать иллюзию живого выступления.