Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Во-первых, вы можете
панорамировать звук на различных дистанциях – от коротких колебаний до полного
перемещения от динамика к динамику.

Рис. 206. Широкое и узкое изменеие панорамы.


Также, вы можете менять панораму с различной скоростью, согласуясь с темпом песни,
или кратно ему (в два раза быстрее, медленнее…).
Изменение панорамы воздействует настолько интенсивно, что уводит внимание
слушателя от самой песни. Тем не менее, если выполнять его умело, оно будет
соответствовать музыке и выделять какой-либо интсрумент. Если оно соответствует
музыке, то это – великолепный эффект. Его часто использовал J. Hendrix, особенно в
песне «Crosstown traffic». Led Zeppelin – в «Whole Lotta Love». Интенсивные движения
панорамы стали довольно обычным делом в музыке техно и хип-хоп.
Одной из самых интенсивных, забавных, и в то же время, хаотичных вещей,
которые вы можете сделать – это одновременное изменение панорамы нескольких
инструментов различными способами. Такое интенсивное воздействие должно
соответствовать исполняемому материалу и группе.
Как видите, можно создавать различные эффекты с помощью ручек панорамы. Если вы
следуете традициям, то эти эффекты почти незаметны, а если нет – то можно создавать
довольно мощные воздействия на слушателя.
Сбалансированный микс почти незаметен, а смещенный – становится как бы еще
одной музыкальной частью песни. И, наконец, двигайте ручки панорамы во время
звучания – если это соотвтетствует песне.