Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Вне
зависимости от того, почему это происходит, высокие звуки кажутся расположенными
выше, чем низкие, таким образом мы и будем их располагать на наших изображениях.

Рис 13. Песня с выделенными высокими и низкими частотами.
Вы можете повысить или понизить звук, изменяя высоту гармоническими процессорами и
иксайтерами, или заставляя музыкантов делать модуляцию. Так как эквалайзер управляет
громкостью определенных частот, используя его мы можем двигать звук вверх-вниз…по
меньшей мере немного. С другой стороны, не имеет значения, сколько низких частот вы
добавите эквалайзером к партии флейты-пикколо, ее звук никогда не заставит пол
задрожать, а бас-гитара никогда не воспарит к небесам.
Определение границ 3-х мерного стерео пространства образов звуков.
Подумайте вот над чем: образ звука никогда не оказывается левее левого динамика и
правее правого, так? Так, иначе комната показалась бы странной.
Так как точное расположение является плодом вашего воображения, разные люди поразному
представляют себе левую и правую границы. Некоторые говорят, что звук не
может быть левее или правее динамиков. А некоторые считают, что звук может быть
немного, на дюйм или два, левее и правее динамиков. Проверьте себя. Спанорамируйте
звук как можно левее и послушайте, где находится его образ. Левая и правая границы
вображаемого пространства показаны здесь:

Рис. 14. Левая и правая границы пространства.
Когда вы крутите ручку панорамы, вы перемещаете звук слева направо между
динамиками.