Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Кроме музыкального стиля, детали песни также влияют на уровень
расположения вокала. Если слова – это главное в песне (Bob Dylan), или исполнитель –
феноменальный (Janis Joplin, Steve Winwood, Al Jarreau, Bobby McFerrin), тогда вокал
также помещается впереди. Также, чем плотнее арранжировка, тем ниже помещается
вокал, так чтобы детали арранжировки не были им замаскированы. Слишком громкий
вокал может сделать звучание остального микса скучным.

Рис. 136. Вокал на Уровне громкостей 2.


Диапазон уровней громкости 3.
Чаще всего вокал микшируют на уровне 3. Достаточно далеко, но и достаточно громко,
чтобы разобрать слова. Вокал на этом уровне недостаточно громок, чтобы скрыть за
собой остальной микс.

Рис. 137. Вокал на Уровне громкостей 3.

Диапазон уровней громкости 4.
Вокал на этом уровне расположен так далеко, что с трудом различаются слова. Большая
часть рок-н-ролла, особенно альтернативного (Smashing Pumpkins, Pearl Jam),
располагают свои вокалы на этом уровне. Pink Floyd также часто располагал вокал на
уровне 4. Слова (или вокальные звуки) Enya расположены, скорее всего, на уровне 5.

Возможно, основной причиной расположения вокала на этом уровне, помимо
музыкального стиля, является то, что он лучше смешивается с музыкой, не затеняя
мелодию и ритм песни. Я также встречал и таких клиентов, которые заявляли, что чем
больше слушатель прислушивается к словам песни, тем больше у него возникает
понимания. Возможно, это и правда, если вы вообще поймете слова.