Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Например, можно
поместить гитару в левый динамик, а реверб от нее – в правый. Также, довольно
эффективно, помещать реверб поверх необработанного звука. Например, поместить
клавиши вправо, и реверб от них – тоже вправо. Особенно интересным может быть
использование звуков с коротким ревербом и загейтованным ревербом. Любое

размещение индивидуальных инструментов, отличное от вышеописанных норм, может
быть расценено, как «новаторское» и «необычное», в зависимости от вашего к этому
отношения.
Уровень воздействия 2: шаблоны панорамирования.

Общий шаблон, созданный всеми установками панорамы, более важен для стиля
микширования, чем каждое панорамирование индивидуального звука. Тип музыки очень
сильно влияет на то, как панорамируется микс. И, опять таки, определенные музыкальные
стили имеют строгие правила, а другие – нет. К тому же, детали песни, особенно
плотность арранжировки, могут влиять на размещение – вправо или влево. Чаще всего,
чем больше инструментов в миксе – тем шире панорама.
Существует несколько различных точек зрения на типы шаблонов, которые могут
быть созданы. Мы можем строить общую панораму «натурально», а также
«сбалансировано» - или «смещенно», т.е. используя «контроль толпы».
ЗАМЕТЬТЕ: До того, как было изобретено стерео, миксы делались таким образом, чтобы
все звуки могли быть услышаны безо всякого панорамирования. Об этом нужно помнить
всегда. В действительности, вы должны дважды проверить свой микс в моно, до того как
использовать панорамирование для того, чтобы придать ясность звучанию.