Дэвид Гибсон "Искусство сведения"


Соответственно, т.к. «дублирование», к тому же, уменьшает чистоту и ясность
звучания, нужно использовать его селективно, т.е. в зависимости от песни и
музыкального стиля.
ЗАМЕТЬТЕ: Хотя «дублирование» создает иллюзию двойного звучания, оно звучит подругому,
чем реальный doubletrack. В действительности, дублирование звучит
настолько «точно», что создает впечатление «электронного» звучания. Это особенно
справедливо по отношению к вокалу и простым звукам. Но если звук комплексный,
например бэк-вокалы или гитара, снятая несколькими микрофонами, тогда «точность»
дилея не столь заметна. Таким образом, если вы примените «дублирование» к хору из
20 человек, то вы получите хор из 40 человек, и звучать это будет очень натурально.
От 1 до 30 милисекунд.
Этот тип дилея, еще называемый «сгущение» (fattening) представляет из себя
необычную штуку. При таком времени задержки наш мозг недостаточно быстр, чтобы
распознать несколько звуков, мы слышим один «жирный» звук.
Порог распознавания звучания одного или двух звуков в действительности
зависит от продолжительности звука с задержкой. К тому же, время задержки еще
более укорачивается, если оригинальный и задержанный звуки распределены в
разные стороны панорамы. Следующая таблица приводит приблизительные пороги
для инструментов, имеющих различную продолжительность звучания (реальные
пороги будут зависеть от особенностей тембра и манеры исполнения).

Таблица 10. Быстрота нашего мозга.
Кроме ревербератора, «сгущение» - один из самых наиболее используемых эффектов
в студии, в особенности потому, что оно не звучит как эффект.