Дэвид Гибсон "Искусство сведения"


Если есть два бэквокала, поющие в унисон, и вы размещаете их направо и налево, то в
результате у вас получится «линия» бэквокалов.

Рис. 188. Два бэквокала, «вытянутые» вместе.
Если бэквокал состоит из нескольких гармонических частей, у вас не получится
«вытянуть» их вместе. Чем больше различий в звучании голосов, создающих гармонию,
тем меньше они будут смешиваться, оставаясь разделенными. Если один и тот же
человек споет все партии, то они смешаются гораздо лучше.

Рис. 189. Три бэк-вокала, панорамируемые отдельно.
Бэквокалы обычно записываются в стерео, даблтреком или с помощью временнОго
эффекта, и затем распределяются слева направо. Как видите, есть много различных
возможностей.


Рис. 190. Семь бэквокалов, панорамируемых в семь различных мест, с комбинацией
различного «сгущения».
Музыкальный стиль такж накладывает ограничения на панорамирование. Например, в
кантри – большинство инженеров спанорамируют бэквокал только с 11:00 до 01:00 или с
10:00 до 02:00, чтобы произвести впечатление «связностью» гармонической группы.
РОЯЛЬ
Солирующий рояль почти всегда панорамируется в стерео слева направо. Басы
панорамируются налево, а более тонкие струны – направо, потому что таково
расположение клавиш. Забавно, что это довольно строгое правило во всем, что касается
панорамы. Вам лучше застрелить пианиста, чем панорамировать высокие струны налево.
Вам это может показаться странным, потому что, если вы стоите перед пианино, то
высокие струны окажутся слева.