Дэвид Гибсон "Искусство сведения"

Но когда вы создаете шаблоны панорамирования, вы создаете гораздо более
мощное музыкальное и эмоциональное воздействие. Например, микс, смещенный влево
или вправо звучит совершенно по-другому, чем сбалансированный. И, наконец, вращая
ручку панорамы во время звучания песни, вы можете создать воздействие, сравнимое с
землятресением. Давайте рассмотрим подробнее эти три уровня воздействия.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНОРАМЫ
Воздействие 1-го уровня: Индивидуальная и относительная панорама.

Если вы следуете традициям, ваши дальнейшие шаги довольно очевидны. Если же нет –
тогда вы «новатор». Необычное панорамирование создает некую напряженность, которая
может быть весьма кстати в некоторых случаях. Рассмотрим типичное панорамирование
некоторых хорошо известных инструментов и звуков.
БОЧКА
Довольно редко встречаются случаи, когда бочку помещеют где-то еще, кроме как в
середине, в точности между динамиков.

Рис. 174. Бочка панорамируется в центр.
Не то, чтобы неправильно помещать ее где-то еще, просто там она привычнее
воспринимается. Интересно порассуждать, почему бочку помещают обычно в центре. Вопервых,
бочка занимает большое пространство в мире образов, а в середине больше
места. Кроме того, бочка звучит громко, несет много энергии и привлекает наше
внимание. Таким образом, помещая бочку в центр, наше периферийное зрение (и слух)
может лучше увидеть другие звуки. Если вы сместите бочку в сторону – вы нарушите
баланс.
Кроме описанного выше, существует еще одна причина, основанная на физической
реальности: когда звук размещен в середине, его доносят до нас два динамика вместо
одного.